Парубченко Любовь Борисовна

  • подразделение факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии
  • должность профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации
  • ученая степень доктор филологических наук
  • ученое звание доцент
  • офис г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 413а
  • телефон (3852) 366-384

Преподаваемые дисциплины

  • Фонетика современного русского языка;
  • История преподавания русского языка в российской школе;
  • История и теория кодификации русского языка.
Руководит курсовыми и дипломными работами студентов, диссертационными исследованиями аспирантов.

Образование

  • Выпускница Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, окончила аспирантуру МГУ.
  • В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Имена как производящая база глагольной деривации (на материале современного русского литературного языка)».
  • Защита докторской диссертации по теме «Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв)» состоялась в 2004 году.

Профессиональные интересы

  • теория орфографии,
  • теория пунктуации,
  • история отечественной русистики,
  • школьные учебники русского языка XIX–XX вв. в их отношении к лингвистическим теориям.

Публикации

Автор более 150 публикаций, в их числе монография и несколько учебных пособий. Значительная часть статей опубликована в изданиях ВАК, академических, в центральной печати.

Подготовила к публикации ценные научные источники: цикл лекций М.В. Панова «Преподавание русского языка в школе» (опубликовано газетой «Русский язык» («Первое сентября» в 2002–2007 гг.), совместно с А.Э. Цумаревым (ИРЯ РАН) — лекцию М.В. Панова «Русский символизм: поэзия Федора Сологуба» («Лингвистика и школа–IV», 2011). Ею осуществлены републикации ценных научных трудов начала XX в. (А.М. Пешковский, А.В. Миртов, С.А. Золотарев, А.Д. Алферов, А.Н. Гвоздев, Р.И. Аванесов и др.).

Уделяет много внимания вопросам преподавания русского языка в школе: подготовила методическое пособие для учителей, работающих по учебнику под ред. М.В. Панова (опубликовано в: «Русский язык в школе». — 2010. — №№7–12; 2011, №№1–4); выступает с лекциями перед учителями Барнаула и Алтайского края; в 2003–2010 гг. – член экспертной комиссии ЕГЭ по русскому языку. Итогом этой деятельности явилась, помимо научной, обширная педагогическая публицистика (19 статей, из них 10 в центральных изданиях), посвященная методикам и методологиям школьного обучения русскому языку, достоинствами и недостаткам ЕГЭ, проблемам школьного сочинения и др. Статьи имеют общественный резонанс в СМИ, включая Интернет.

книги:
  • Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв): монография. — Барнаул, 2003.
  • Ненормативное русское письмо (лингвистический анализ ошибок в употреблении букв). Автореферат дисс. доктора филол. наук. — Омск, 2004.
  • Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно: учебное пособие по грамматике и правописанию для средней школы / отв. ред. Л.Н. Булатова. — М., 2001. М., 2002.
статьи:
  • О содержании школьного курса «русский язык» // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Докл. Всесоюзной научн. конф. Ч. 2. — М., 1991.
  • О научном отношении к методам обучения орфографии // Русская словесность. — 1997. — № 4.
  • Не подкрепляй того, что в данном случае мешает...». Вопросы обучения правописанию в работах ученых-лингвистов начала ХХ в. // Русская словесность. —1998. —  № 5.
  • Научная теория и школьная практика // Фортунатовский сборник. — М., 2000.
  • Ученый, Учитель, Художник // Жизнь языка. Сборник статей к 80-летию Михаила Викторовича Панова. — М., 2001.
  • Пунктуация в предложениях с соединительным союзом и // Русский язык в школе. — 2002. — № 6.
  • Чтобы писать грамотно, нужно изучать грамматику // Русская словесность. — 2002. — № 2.
  • Языковая многозначность и пунктуация // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы. Мат-лы междунар. научн. конф. (Москва, 8–10 июня 2002 г.). — М., 2003.
  • Значение исследования ошибок для методики преподавания русского языка // Русская словесность. — 2005. — № 3.
  • Ошибки гиперкоррекции // Русская словесность. — 2005. — № 4.
  • Об одном феномене письма // Русская словесность. — 2006. — №1.
  • Письмо как результат и письмо как процесс: к дискуссии об основном принципе русского письма // Письменность славян: прошлое, настоящее, будущее. — Gdańsk; Красноярск, 2006.
  • «Пунктуационное арго» (норма и узус в русской пунктуации) // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. Сб. статей. — М., 2006.
  • «Смотреть в глаза языку» (Из истории обучения грамматике в школе) // Русский язык в школе. — 2008. — № 5.
  • Новый школьный курс русского языка (об учебниках под редакцией М.В. Панова) // Русский язык в школе. — 2009. — № 5.
  • Тире между подлежащим и сказуемым (К вопросу об основаниях кодификации) // Русский язык в школе. — 2009. — № 9.
  • Уроки Михаила Викторовича Панова // Лингвистика и школа–VI. К 90-летию Михаила Викторовича Панова. — Барнаул, 2011.
  • Ориентировочное планирование по учебнику М.В. Панова, С.М. Кузьминой и др. «Русский язык. 6 класс» на 2010 / 2011 учебный год // Русский язык в школе. — 2010. — №7–12; 2011. — №1–4.
педагогическая публицистика:
  • Не отрекайтесь сгоряча // Литература в школе. — 1996. — № 6.
  • Почему развивающее обучение не развивает и не обучает // Учительская газета. — 2000. — 10 мая.
  • Проблемы школьного сочинения: история и современность // Русский язык. Еженед. приложение к газ. «Первое сентября». — 2000. — № 11 (227).
  • В защиту школьного сочинения // Литература в школе. — 2001. — № 1.
  • Несколько замечаний по поводу Единого государственного экзамена // Русский язык. Еженед. газ. объед-я пед. изд. «Первое сентября». — 2003. — № 35 (395).
  • Про крапиву и любовь. Мертвые тексты учат пустословию // Учительская газета. — 2003. — № 47 (9972). 18 ноября.
  • К дискуссии о ЕГЭ // Русская словесность. — 2008. — № 3.

Дополнительная информация

Участвует в научных конференциях международного и всероссийского масштаба, в конгрессах исследователей русского языка (Москва, МГУ, ИРЯ РАН) и др. Является организатором периодических всероссийских конференций «Лингвистика и школа» (1-я — 1999., 4-я — 2010) редактором и автором сборников материалов конференций.

Документы