Дмитрий Кукелко: Наша задача - сделать сибирские инновационные проекты конкурентоспособными

1 мая 2011

Разработка идеи – лишь начало долгого пути инноватора. Какие преимущества дает инновация? Что такое конкурс «Бит Сибирь»? Кто такие бизнес-ангелы? Как встретиться инноватору и инвестору? В чем необходимость Сибирского мегаполиса? На эти и другие вопросы нам ответил директор некоммерческого партнерства «Бизнес-ангелы Сибири» Дмитрий Кукелко.

Инновация – это конкуренция

Ярмарка изобретений - дело хорошее. Но чтобы из изобретения сделать бизнес, нужно пройти огромный путь. Цель конкурса «Бит Сибирь» – заставить инвестора поверить в себя. Без частных инвестиций в инновации построить инновационную экономику нереально. У государства таких денег не хватит. Есть, конечно, институты развития российско-венчурных компаний, РОСНАНО, например, но они очень большие, для них работать с отдельными региональными проектами - это как большими пальцами нажимать маленькие кнопочки…

Модель конкурса «БИТ Сибирь» была, по сути, скопирована с конкурса MIT – Массачусетского технологического института. Человек в США, выиграв конкурс, получает, по крайней мере, 100 тыс. долларов для реализации проекта. Это деньги государственные. И отдача должна быть стопроцентная. По статистике, у них только 6 проектов из 1000 становятся успешными. Но для появления этих проектов необходим так называемый «бульон», который постоянно находится в кипящем состоянии. Очень важно постоянно проводить какие-то встречи, мероприятия. Бизнес возникает только тогда, когда встречаются люди, которым интересно делать какое-то общее дело.

У нас государство пока не может вкладывать такие деньги в изобретения. Хорошо уже то, что сегодня в каждом регионе формируются элементы инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, информационные и административные ресурсы. Наш конкурс – это инструмент, механизм отбора проектов, привлечения в инновационную деятельность тех людей, которые являются непосредственно целевой аудиторией. Инновация – это, прежде всего, конкурентное преимущество, т.е. когда вы владеете определенным секретом производства или определенной технологией, которой нет на рынке. На конкурс «Бит Сибирь» обычно подаются около 100 идей. В финал выходят 16-18 проектов. Большее число проектов пропускать нет смысла, т.к. за один день их уже невозможно прослушать. Бывает, что из-за нехватки времени отсеивается каждый третий проект. Это я говорю к тому, что изобретателю не нужно стесняться приходить снова и снова, надо быть настойчивым. Если вы верите в свою идею, значит и другие поверят. Не сразу, постепенно…

Бизнес-ангелы Сибири

Очень часто задают мне вопрос: «Кто такие бизнес-ангелы?». Это люди, которые имеют возможности для того, чтобы поддерживать проекты на начальной стадии. И не только деньгами, но и своим опытом, связями и деловыми компетенциями. «Бизнес-Ангелы Сибири» – организация, которая, по моему мнению, должна стать общесибирской. Пока что у нас есть определенные сложности в развитии межрегиональных связей. Это связано с тем, что наши региональные власти нацелены, прежде всего, на развитие собственного региона.

С другой стороны, если говорить о рынке, то чем шире он, тем лучше бизнес. А еще лучше, когда он глобальный. Например, одна российская компания сегодня держит 75% рынка промышленных лазеров, имея производственные подразделения в Германии и США. У компании доходы - порядка 1,5 млрд. долларов, даже Пентагон недавно хотел у них купить лазеры! Когда эти люди начинали работать в российских бизнес-инкубаторах, у них была своя «инновационная тусовка» и свои «бизнес-ангелы».

Знания – в деньги

Как инноваторам правильно выстроить взаимоотношения с академической наукой? Это отдельный вопрос. Академическая наука очень закрыта, у нее другие цели, задачи. Если говорить о фундаментальной науке, – это стратегия «деньги - в знания», а если говорить об инновационной деятельности – это, наоборот, «знания - в деньги». И на сегодняшний день, я так понимаю, для руководства страны этот вопрос не решен.

Академия наук – достаточно сложный, серьезный организм, и влияние на их работу тоже должно быть аккуратным. Без фундаментальной науки мы вообще потеряем всякую ориентацию. Но есть примеры, когда человек, работающий в науке, не может одновременно заниматься инновационным бизнесом: наука его просто выдавливает из своих рядов… Часто молодые ученые боятся заниматься инновационной деятельностью, т.к. хотят построить свою научную карьеру. Радует то, что процесс интеграции все равно идет, и с каждым годом наши совместные действия становятся все более осознанными.

Южносибирский мегаполис

Наша задача состоит в том, чтобы сделать наши проекты, сибирские, конкурентоспособными по отношению к Москве.

Города Южной Сибири – это уникальный территориальный феномен. Есть такая идея о формировании на территории Юго-Западной Сибири единого мегалополиса. Между Томском, Новосибирском и Барнаулом расстояния порядка 200 км, это 2 часа езды, в среднем, при условии хорошей дороги. В Москве сейчас люди ездят на работу как минимум два-три часа по пробкам. Получается, мы у себя в Сибири имеем внутримосковские расстояния между городами. И если уж говорить о создании единого сибирского экономического пространства, то этот рынок абсолютно сравним с московским. Нам обязательно нужно организовать взаимодействие!

Беседовали Дарья Капустина и Кристина Ленкова

поделиться