Зиновьева Светлана Анатольевна

  • подразделение факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии
  • должность доцент кафедры германского языкознания и иностранных языков
  • образование высшее
  • офис г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 517
  • телефон (3852) 366-376
  • e-mail saz70@ mail.ru

Преподаваемые дисциплины

Направление 45.03.02 – Лингвистика
  • Введение в германскую филологию;
  • Практический курс второго иностранного языка (немецкий язык);
  • Образовательные инернет-ресурсы и организация академической мобильности (на материале немецких и английских порталов).
Направление 032700 – Филология, профиль «Зарубежная филология»
  • Второй иностранный язык (немецкий);
  • Спецсеминары по проблемам языковой политики и коммуникативному поведению.
Направления 42.03.02 – Журналистика, 41.03.04 – Политология, 45.03.01 – Филология, 031600 – Реклама и связи с общественностью
  • Практический курс немецкого языка (в профессиональных целях).
Магистратура
  • Деловой иностранный язык.
По программе дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
  • Практический курс профессионально-ориентированного перевода;
  • Теория перевода;
  • Спецкурс по межкультурной коммуникации;
  • Практический курс немецкого языка;
  • Стилистика немецкого языка.

Образование

  • В 1992 году окончила успешно Казахский государственный университет мировых языков и международных отношений, факультет немецкого языка по специальности «Преподаватель немецкого и английского языков». Раннее название вуза – Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков.
  • В 2009 году окончила аспирантуру (заочная форма обучения) по специальности 13.00.02. – Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык, уровень высшего образования) при кафедре методики обучения иностранным языкам в РГПУ им. А.И. Герцена в г. Санкт-Петербурге. Диссертационное исследование посвящено формированию компенсаторной компетенции у студентов неязыкового вуза (на материале немецкого языка).

Повышение квалификации и переподготовка

  • 1993 – стипендиат ДААД. Стажировка по программе «Der 26. Internationale Ferienkurs der Ruhr-Universität». Место повышения квалификации: Рурский университет г. Бохум, Северный Рейн-Вестфалия (Ruhr-Universität Bochum, Nordrhein-Westfalen).
  • 1996 – стипендиат ДААД. Стажировка по программе «Lebendiges Mittelalter. Stoffe, Themen und Figuren des Mittelalters in der deutschen Literatur der Moderne». Место повышения квалификации: университет им. Отто Фридриха г. Бамберг, Бавария (Otto-Friedrich-Universität Bamberg, Bayern).
  • 2004 – стипендиат правительства земли Северный Рейн-Вестфалия. Стажировка по программе «Die Aufgaben von Moderatoren und die Arbeitsweise von Moderatorenzentren in der Lehrerfortbildung». Место повышения квалификации: децернат, г. Кельн, Северный Рейн-Вестфалия (Dezernat der Lehrerfort- und weiterbildung, Köln, Nordrhein-Westfalen).
  • 2006 – стипендиат института им. Гете (Мюнхен). Стажировка по программе «Unterrichtsprojekte im Erwachsenenbereich». Место повышения квалификации: г. Швебиш-Халль, Баден-Вюртемберг (Schwäbisch Hall, Baden Württemberg).
  • 2007 – переводческая деятельность в Австрии. Сопровождение Русского камерного оркестра г. Барнаула в течение двух месяцев в г. Бад-Гаштайн (Bad-Gastein, Österreich).
  • 2010 – стипендиат института им. Гете (Новосибирск). Стажировка по программе «SDU- Sicherer Deutsch unterrichten». Место повышения квалификации: институт им. Гете, Новосибирск.
  • 2011 – стипендиат института им. Гете (Берлин). Стажировка по программе «MDE 3.5 K. Unterrichtshospitation und Methodik / Didaktik, Niveaus B1-C2». Место повышения квалификации: институт им. Гете, Берлин (Goethe-Institut Berlin, Deutschland).
  • 2012 – руководитель грантовой программы «Studienreise nach Deutschland» («Академическая поездка в Германию»). Проект на конкурсной основе и по решению комиссии ДААД в Бонне (Германия) получил финансирование в размере 6 000 Евро. Цель стажировки руководителя и десяти студентов-филологов заключалась в ознакомлении с системой немецкого образования и науки, в установлении контактов для дальнейшего сотрудничества между филологическим факультетом АлтГУ и университетами в городах: Берлин, Потсдам, Лейпциг, Фрайбург, Бамберг, Кассель.
  • 2012 – стипендиат института им. Гете (Москва). Стажировка по программе «Реализация современных требований обучения иностранному языку». Место повышения квалификации: Немецкий культурный центр имени Гете при немецком посольстве в Москве и Академия повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, Москва.
  • 2013 – стипендиат университета Потсдам (Германия). Стажировка по программе «Deutsch als Fremdsprache und Fachsprache». Место повышения квалификации: университет Потсдам, Германия (Universität Potsdam, Deutschland).
  • 2015 – cтажировка по приглашению института языков г. Касселя (Institut für Sprachen Kassel). Программа повышения квалификации  по проблеме перевода «Übersetzen will gelernt sein». Место повышения квалификации: институт языков Кассель, Гессен (IfS, Hessen, Deutschland).

Профессиональные интересы

  • теория и методика обучения иностранным языкам,
  • проблемы обучения немецкому языку как иностранному и второму иностранному языку нелингвистов в рамках международных программ обмена,
  • разработка программ для реализации международной академической мобильности,
  • проблемы русского и немецкого коммуникативного поведения,
  • вопросы языковой политики на современном этапе,
  • проблемы межкультурной коммуникации,
  • практика устного и письменного перевода.

Профессиональная деятельность

  • Общий стаж работы – 24 года.
  • Стаж работы по специальности – 24 года.

Публикации

Научные работы
  • Зиновьева С.А. О соотношении понятий «компенсаторная» и «стратегическая» компетенции в обучении иностранным языкам // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе. – Пенза, 2005.
  • Зиновьева С.А. О структуре компенсаторной компетенции, формируемой у студентов неязыкового вуза языкам //  Университетская филология – образованию: человек в мире коммуникаций. – Барнаул, 2005.
  • Зиновьева С.А. К вопросу о формировании компенсаторной компетенции у студентов при обучении чтению на иностранном языке в неязыковом вузе //   Актуальные проблемы лингвистического образования: теоретический и методологический аспекты. – Самара, 2006. – Ч.1.
  • Зиновьева С.А. Использование компенсаторных стратегий в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза //  Современная Россия: наука, образование, культура. – Барнаул, 2006.
  • Зиновьева С.А. Система упражнений, направленная на формирование компенсаторной компетенции студентов в неязыковом вузе // Философия образования. Вып.1. – Новосибирск, 2007.
  • Зиновьева С.А. Формирование компенсаторной компетенции у студентов неязыкового вуза (на материале невербальной коммуникации) // Традиции и инновации в методике преподавания иностранным языкам. – СПб., 2007.
  • Зиновьева С.А. К вопросу об использовании компенсаторных умений при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере занятий на филологическом факультете) // Теория и практика обучения иностранным языкам в ситуации культурной полифонии: материалы 2-й международной научно-практической конференции. – Барнаул, 2007.
  • Зиновьева С.А. Формирование компенсаторных умений в письменной речи на иностранном языке у студентов неязыкового вуза // Теория и практика обучения иностранным языкам в ситуации культурной полифонии: материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 2010.
  • Зиновьева С.А. Формирование компенсаторных умений аудирования на иностранном языке у студентов неязыкового вуза // Вестник БГУ.  – 2010. – Вып.15. Теория и методика обучения.
  • Зиновьева С.А. Обучение немецкому языку как иностранному в условиях неязыкового вуза в контексте академической мобильности //  Российские немцы. От истоков к современности. Материалы международной научно-практической конференции. Барнаул, 10–11 ноября 2012 г. – Барнаул, 2012.
  • Zinovyeva S.A. Kompensationstechniken zur Entwicklung der Hörkompetenz bei Nicht-Linguisten im universitären DaF-Unterricht //  Теория и практика обучения иностранному языку в ситуации культурной полифонии. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. Барнаул, 11–14 февраля, 2013. / под ред. А.А. Рубченко. – Барнаул, 2013.
  • Zinoveva S.A. Einsatz des Internet im gegenwärtigen kompetenzorientierten Deutschunterricht für Nichtlinguisten //   Межкультурная коммуникация и СМИ: Материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. О.С. Саланиной. – Барнаул, 2014.
  • Зиновьева С.А. Изучение иностранного языка студентами неязыкового вуза в ситуациях межкультурного взаимодействия (на материале немецкого языка) //  Формирование лингвокультурологи-ческой компетенции: современные проблемы и решения: материалы Международной научно-практической конференции (17–19 марта 2014 г.) / отв. ред. О.М. Казакова. – Барнаул, 2014.
  • Zinoveva S.A. Zur Optimierung der Lerninhalte im DaF-Unterricht für Nicht-Germanisten // Языки и литература в поликультурном пространстве: сборник научных статей / под. ред. В.Н. Карпухиной. – Барнаул, 2015.
  • Зиновьева С.А. Особенности формирования компенсаторных умений у студентов неязыкового вуза в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник БГУ.  – 2015. – Вып.15 (1). Теория и методика обучения.
Учебно-методические издания
  • Зиновьева С.А. Введение в германскую филологию. – Барнаул, 2004.
  • Зиновьева С.А. Методические указания по формированию учебно-познавательной и компенсаторной компетенций на немецком языке у студентов-филоогов. (Уровень А2/В1 по Общеевропейской классификации). – Барнаул, 2011.
  • Зиновьева С.А. Zur Orientierung in Deutschland: Kommunizieren beim Einkaufen (для студентов, изучающих немецкий язык на уровне А2 по общеевропейской классификации). – Барнаул, 2014.
  • Зиновьева С.А. Mit Deutsch in den Beruf. Grundkurs Deutsch als zweite Fremdsprache: учебное пособие. – Барнаул, 2015.

Дополнительная информация

Для участия в научных конференциях ДААД (Германия) на конкурсной основе получила стипендии:
  • 2010 –  доклад „Zum Aufbau der kompensatorischen Kompetenz bei Nicht-Linguisten im universitären Fremdsprachenunterricht“. XXVII. DAAD-Germanistikkonferenz „Faszination Deutsch – Perspektiven der Germanistik nach Bologna“.  ИГЛУ, Иркутск, 2010.
  • 2011 – доклад “Zur Vermittlung der Kompensationsstrategien im DaF-Unterricht”. XXVIII. DAAD-Germanistikkonferenz „Lebenslanges Lernen – neue Wege in der Germanistik“. ГЛУ им. Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород.
  • 2013 – доклад „Zur Kompetenzorientierung im gegenwärtigen Deutschunterricht für Nichtlinguisten“. XXХ. DAAD-Germanistikkonferenz „Germanistik als Deutschlandwissenschaft“. ВГУ, Воронеж.
  • 2014 – доклад „Erweiterung der Hörkompetenz bei Nicht-Linguisten in authentischen Interaktionen: didaktische Konsequenzen“. XXXI. Germanistikkonferenz des DAAD „Neue Wege der Fachdidaktik“. ПГЛУ, Пятигорск.
  • 2015 – доклад „Zur Optimierung der Lerninhalte im DaF-Unterricht für Nicht-germanisten“. XXXII. DAAD-Germanistikkonferenz „Neue Wege in den Beruf“. МГПУ, Москва.
Участвовала в гранте в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры и инновации России на 2009–2013 гг.».

Кафедра германского языкознания и иностранных языков